О влиянии кабелей

В первой части статьи я, практически, не затронул несколько важных, с точки зрения сохранения качества Звука, компонентов системы. И на то были свои причины. Прежде, чем выкладывать материал на сайт, хотелось убедиться в правильности полученных результатов и провести ряд экспериментов. И вот теперь можно поговорить о кабелях. Силовых, межблочных, акустических и кабелях USB.

Силовые кабели (те самые, которые мы вставляем в розетку 220 вольт) оказывают на звучание системы самое серьёзное влияние. Они не просто передают питающее напряжение на все компоненты системы. Они являются первым барьером для помех и наводок, которые в великом множестве гуляют по электрической сети. Производители регенераторов питания и баснословно дорогих фильтров давно поняли, что, избавив усилитель или проигрыватель от помех по питанию, можно получить исключительно прозрачный и динамичный звук, даже от не очень дорогой системы. А уж системы высокого разрешения, тем более, нуждаются в очистке питания. Важность такого подхода можно проиллюстрировать простым примером. Напряжение сети 220 вольт. Питание большинства операционных усилителей, повсеместно применяемых в звуковой аппаратуре составляет + — 15 вольт. Для получения во вторичной обмотке такого напряжения нам нужно уменьшить входное напряжение в 7 раз. Если при этом у нас в сети есть помехи с уровнем 5-10 вольт (а они там бывают и побольше уровнем, и нередко), то уменьшив их, как и входное напряжение в 7 раз, мы получим до 1,5 вольт помехи. А на фоне 30 вольт нужного нам напряжения, эти 1,5 вольта выглядят зловеще. Понятно, что схемы стабилизации для того и созданы, чтобы не допустить такого безобразия. Но факт остается фактом – помехи проникают в звуковой тракт в очень большом количестве и портят Звук. Системы регенерации сетевого напряжения далеко не всем по карману. И первым защитником Вашей системы, при отсутствии собственной электростанции, будет силовой кабель. И, желательно, свой на каждый компонент. Многие скептики утверждают, что ставить в недорогую систему качественные кабели бесполезно, так как по дому (особенно, многоквартирному) лежат километры плохой электропроводки. Для того, чтобы понять, нужны ли Вашей системе силовые кабели, ставьте эксперимент у себя дома и не слушайте диванных экспертов. А Ваши уши подскажут Вам решение.

Следующее о чём хотелось бы упомянуть — кабель USB. Впервые услышав в нашей системе работу HumanDAC 36.6, разработанный Александром Балахонским, мы были поражены удивительной прозрачностью и натуральностью тембров инструментов и голосов исполнителей. Он легко переигрывал находившиеся у нас в то время цифро-аналоговые преобразователи Lynx D35 и Lynx D60. По прошествии нескольких дней эксплуатации, без конкретного умысла и без всяких подозрений был заменён кабель USB. Просто потому, что понадобился в другом месте. И замещён другим кабелем, тоже недорогим, тоже из магазина. Но система зазвучала совершенно по-другому! Данный факт заставил задуматься. Путем несложных изысканий было обнаружено, что передача данных по кабелю USB осуществляется по дифференциальному принципу. То есть на входе DAC система анализирует разницу между шинами D+ и D-. И по этой разнице определяет, что на входе устройства 0 или 1. Теоретически, учитывая отличную помехозащищённость и малую длину кабеля, потерь быть не должно в принципе. Но это только в теории. На практике мы имеем дело с передачей цифры аналоговым способом. А там, где есть аналог, там всегда будут потери и ошибки. Решено было заняться изготовлением разных вариантов USB. Уж очень большой была разница в звучании разных кабелей, даже в громкости! Проведя ряд экспериментов и используя опыт по изготовлению межблочных кабелей, мы смогли значительно снизить потери сигнала в кабеле USB и получить правильно построенную звуковую сцену, отличную динамику и разрешение. Кстати, была замечена разница в звучании системы, при замене на хорошем кабеле разъёмов с посеребрённых на позолоченные. Это оказалось очень важным и теперь мы используем только позолоченные разъёмы. Один из экземпляров такого кабеля работает в системе А.А.Балахонского и, по его отзывам, замена на что-то другое не планируется. 

Многократные эксперименты с межблочными кабелями подтвердили простую истину, что при прочих равных условиях, чем больше сечение каждого проводника, тем динамичнее и чище звучит система. На всех этапах, где компоненты соединены кабелями! Силовыми, межблочными, акустическими и т.д.

Межблочные шнурки с внешним диаметром изоляции около 6 мм, как правило, содержат пару проводников сечением не больше 0,5 кв.мм каждый и экран. Затухание сигнала в кабеле длиной 0,75 метра настолько сильное, что теряется энергетика сигнала, микро и макро-динамика, страдает построение сцены и масштаб инструментов. И даже дорогие разъёмы не в силах тут помочь. В лучшем случае (не для Вас), они лишь помогают достать кругленькую сумму из Вашего кармана… 

Огромное значение, при изготовлении кабелей, играет не только сечение проводников, изоляция, способ скрутки и т.п. Не многие любители звука знают о стандарте на примеси, которые отличают марки меди между собой. Как правило, надпись OFC доказывает, что перед нами «кабель из бескислородной меди». Ну, предположим, что кислорода там действительно нет, поверим маркетологам. А что там есть? Там есть сера, фосфор, цинк и ряд других компонентов. И все они, так или иначе окрашивают звук. Так что стоит внимательно слушать, как изменяется звучание системы с данным конкретным кабелем и слушать не спеша, не полагаясь на первое впечатление, тем более в магазине.

В рекламных проспектах на усилители зачастую указан коэффициент демпфирования, который выражается цифрой с большим количеством нулей. Рассчитывается он очень просто. Сопротивление акустики делится на выходное сопротивление усилителя. Для примера: сопротивление акустики 8 Ом, а сопротивление усилителя 0,01 Ом. Демпинг-фактор при этом равен 800. Ведь красиво, правда? Это в идеальном случае, а их, как известно, не бывает. Мы «забыли» учесть сопротивление акустического кабеля. А оно, для 2,5 кв.мм меди составляет 0,0068 на каждый метр длины. Таким образом акустический кабель длиной 3 метра имеет сопротивление 0,0408 Ома. При расчетах эта величина складывается с сопротивлением усилителя. И коэффициент демпфирования становится равен всего 157!!!!! А при сопротивлении колонок не 8 Ом, а 4 Ома картина ещё более впечатляет. Из 400 превращается в 78. А такое значение говорит о том, что усилитель справляется с контролем динамиков не самым лучшим образом. Кроме того, на связку усилитель + провода + динамики своё влияние оказывает ещё и кроссовер, находящийся внутри АС. А что там творится, одному Богу известно. Во всяком случае, замена акустического кабеля с 2,5кв.мм на 7,5кв.мм, а тем более на 12кв.мм даёт сразу значительный прирост динамики, артикуляции баса и улучшение других звуковых параметров. То есть уменьшение сопротивления акустического кабеля категорически улучшает звучание. При этом подмечено, что чем больше количество жил в проводе, тем более «светлым» будет тональный баланс и тем выше детальность Звука. 

Всё вышесказанное — это многолетний опыт и эксперименты, которыми мы охотно делимся, чтобы развеять популярные мифы, которые зачастую препятствую получения искомого удовольствия от Звука.