Имея радиотехническое образование я, тем не менее, не люблю формул в тексте и ссылки на научные труды. Музыка — это не набор математически просчитанных звуков, а потому и при описании процессов звуковоспроизведения я больше полагаюсь на простые и понятные каждому сравнения и эмоции.
В технической литературе Вы без труда сможете отыскать целый перечень всевозможных терминов, обозначающих различные, по своей природе, искажения сигнала: линейные, нелинейные, гармонические, интермодуляционные и т.д. Считаю, что для человека, которому хочется слушать Музыку, абсолютно всё равно, как называется та дрянь, которая мешает ему наслаждаться Звуком, но при этом он, несомненно, хочет от всего этого избавиться.
Я всего лишь, хочу предпринять попытку объяснить, что же происходит со звуковым сигналом на пути всего такта. Опустим для простоты преобразование цифры в аналоговый сигнал и будем считать, что всё преобразовано в звук с величайшей точностью.
Первым препятствием, как Вы наверняка догадываетесь, является межблочный кабель от проигрывателя CD до усилителя. Под действием его параметров звучание может быть изменено (искажено) до неузнаваемости. Простая замена «межблочника» может привести к изменению тембров инструментов и голосов, потери прозрачности звучания, изменению пространства звуковой сцены и ещё многому, чего всем нам хотелось бы избежать.
Почитав тесты в популярных аудиоизданиях, походив на выставки, и послушав большое количество техники, я для себя пришёл к выводу, что термин «нейтральный» для меня наиболее приемлем. Нейтральность — это как раз та самая, на мой взгляд, наименьшая искаженность сигнала и его высочайшая верность. Так вот, сигнал, пройдя «нейтральный кабель» и попав на усилитель начинает свои мутации. Входные разъёмы и электролитические конденсаторы так «преображают» сигнал, что оторопь берёт. Появляются звуки, которых раньше не было и исчезают призвуки в голосе или звучании акустического инструмента, которые и делали их «живыми».
«Живыми» они были благодаря обертонам и унтертонам, правильной атаке и затуханию каждого звука. Недостаточная энерговооруженность усилителя и использование дешёвой элементной базы приводит к упрощению и выхолащиванию Звука, потере эмоциональности и вовлечённости. За дело дальнейшего уничтожения натуральности Звука отвечает акустический кабель, — тот самый шнурок, которым мы связали усилитель с колонками. От его конструкции, материала, сечения, изоляции и многого другого зависит плотность и глубина баса, атака звука, пространственность звучания и ещё куча всего. Хороший акустический кабель — это обязательно недешёвое изделие, недооценивать вклад которого в звучании всей системы — верх легкомыслия. Это такой же абсолютно равноправный член команды, что и остальные компоненты, включая «шипы» под акустику и стойки по аппаратуру.
И вот, наконец, колонки. Кроссовер (или, по-нашему, разделительный фильтр) производит свои манипуляции с сигналом. И хорошо, если производитель колонок оказался честным и правильно рассчитал и изготовил фильтр. Тогда мы с Вами можем быть уверены в том, что каждому динамику достанется именно его порция сигнала, не будет перегрузок, искажений и других неприятностей. Но, к сожалению, это такая же редкость, как честный гаишник. Большинство изготовителей акустических систем стараются, правда безуспешно, обмануть законы физики, прикрываясь при этом физическими формулами и «компьютерным моделированием» и делают колонки на совершенно никчемных, с точки зрения качества звука, компонентах. Ну а динамик? Он честно преобразует в тепло львиную долю того, что на него попало и изо всех сил стараясь стряхнуть с Музыки, то, что прилипло по дороге, донести до нас всё-таки ту Искру, которую зажёг Композитор.
От того, насколько компетентен и честен с Вами продавец магазина, консультант студии или инсталлятор будет зависеть, насколько будет искажен Звук по пути от носителя до излучателя. Искажения обратно пропорциональны компетентности.
© Сергей Фомин