Про виды акустических систем

Разработчики большинства фирм-производителей акустических систем используют в своей работе тип акустической системы называемой «монополярной» — т.е. излучающей в одну сторону. Это может быть закрытый корпус АС с фазоинвертором или лабиринтом, но всегда эта система имеет излучатели на лицевой стороне ящика. За счёт того, что слушатель находится перед динамиками, создаётся значительное звуковое давление, а при симметричном расположении колонок относительно стен и слушателя начинает прорисовываться звуковая картина. К тому же, не стоит забывать и об экономической стороне вопроса – эти АС проще и дешевле, и в расчётах, и в изготовлении.

Гораздо реже встречаются системы биполярные (дипольные), в которых на тыловой стороне корпуса также расположены динамики. Как правило, это ВЧ-излучатели, но встречаются модели с динамиками СЧ-диапазона. Кроме плюсов, присущих монополярным системам, эта акустика часть СЧ и ВЧ составляющих излучает назад и, отразившись от стен, звук приходит к слушателю с задержкой, в виде «эха» от стен виртуального помещения.

Ещё реже можно встретить контрапертурную акустику. Безусловно, контрапертурная акустика наисложнейшая в расчёте, изготовлении и настройке. Ведь оси динамиков (а их по 2 на каждую полосу) направлены строго навстречу друг другу. Кроме того, расстояние между динамиками должно быть подобрано с ювелирной точностью, для получения ровной АЧХ внутри всего рабочего диапазона. Да к тому же, необходимо правильно состыковать полосы АС для получения правильной картины. Задача наисложнейшая! Эти акустические системы из-за своего устройства имеют всегда немалые габариты и вес, но, на мой взгляд, звучат очень интересно.

Совсем экзотическими АС можно считать омниполярные системы, т.е. системы, в которых корпус АС состоит из 2 или 3 частей, расположенные друг над другом. Излучатели в таких системах установлены на горизонтальной верхней панели ящика и направлены вверх – на звукоотражающие конуса. Диаграмма направленности этих систем круговая, т.е. наиболее правильная для воспроизведения звука с точки зрения акустики. Попробую объяснить это на простом примере. Попросите кого-нибудь из ваших друзей встать к вам лицом в вашей комнате. Пускай ваш друг, медленно делая оборот на 360 градусов ровным монотонным голосом медленно произносит какие-нибудь фразы. Вы в это время должны прислушаться к громкости голоса. Вы убедитесь, что даже когда человек повернулся к вам спиной, громкость его голоса практически не изменилась. Это происходит из-за переотражений звука от стен, потолка и мебели. Попросите друга ещё раз сделать такой оборот и теперь сосредоточьтесь на фокусировке голоса в пространстве. Ваши глаза, как и в первом случае, должны быть закрыты. Даже когда человек, произносящий фразы, повёрнут к вам на 90 или 180 градусов, ваш слуховой аппарат безошибочно определит направление на источник звука.

А теперь вернёмся к омниполярной акустике. Во время записи переотражения от стен зала или студии вместе с основным сигналом попадают в микрофон, оцифровываются и записываются на компакт-диск. Все знают, что процесс воспроизведения – это процесс обратный записи. Все помнят, что микрофон имеет круговую диаграмму направленности. Но почему же при воспроизведении акустика не имеет таковой?

Большинство акустических систем монополярного типа из-за несовершенства применяемых динамиков рисуют искаженную звуковую сцену – плохо сфокусированную, с нарушениями масштаба и реальных размеров инструментов. И это при том, что мы находимся на оси излучения АС, т.е. в идеальных условиях, А про правильную прорисовку помещения, в котором производилась запись, вообще речи не идёт. На мой взгляд, омниполярная акустика даёт более реальную звуковую картину, нежели любая другая. Вместе с тем, она требует большей ответственности в размещении, лучших акустических условий и не так точно фокусирует звуковые образы. Мне представляется вполне реальной задача улучшения характеристик омниполярной акустики. Необходимость в таких АС несомненна, особенно в системах домашнего кинотеатра, где как раз и стоит задача имитации в комнате 16-20 кв.м. огромного пространства.

А прослушивание через такие системы звуковой дорожки к видеоконцерту не оставляет равнодушным никого.

© Сергей Фомин