Разрешающая способность аудиосистемы

У многих знакомство с музыкой начинается (а у некоторых и заканчивается) с наушников, подключённых к смартфону. Или даже без наушников, просто слушая мелодию через динамик, встроенный в телефон. Отличить при таком способе прослушивания музыкальные файлы FLAC от MP3 абсолютно невозможно. Система обладает «никакой» разрешающей способностью. Детали разделяющие эти форматы попросту исчезают. Отсюда и популяризация мобильной техники и сжатых форматов. 

Чуть лучше звучат компьютерные аудио системы ценовой категории до 5 тыс. рублей. За 10-15 тыс. рублей уже можно купить аудио систему, которая не так сильно калечит звук. Точнее не калечит, а хотя бы пытается его правильно воспроизвести. Становится слышно некую имитацию баса и высоких частот. Более явно проявляются различия между сжатыми и несжатыми форматами записи. Уже кое-что!

А вот дальше идёт «домашнее аудио». Компоненты уже стоят десятки, а то и сотни тысяч рублей. Звук становится более плотным, осязаемым и интересным. Слушать MP3 категорически не хочется, т.к. становится слышно дефекты сжатия. Следующая ступень, бесспорно. Но разрешение системы ещё не настолько велико, чтобы стало слышно влияние кабелей на звучание. Пока нет той прозрачности тракта, когда начинают проявляться мельчайшие нюансы исполнения. И здесь нельзя не вспомнить армии «экспертов», которые пишут, что все любители музыки, которые слышат разницу между кабелями – потенциальные клиенты психушки. Можно только пожалеть этих «специалистов». Единственное, что досадно в этой ситуации, это то, что эти дилетанты -горлопаны слышны на каждом шагу. В отличие от тех, кому реально есть что сказать.

Переходим к следующему уровню. И в звуке, и в цене (имеются ввиду розничные цены в магазинах аудиотехники). Системы от 1 млн. рублей. Здесь уже слышно влияние каждого компонента. И вот здесь начинаются головные боли для меломанов. Особенно у тех, кто любит классическую музыку, джаз и другие жанры с живыми музыкальными инструментами.

Большинство брендовой техники имеет свой характерный звуковой почерк. А хочется добиться нейтрального звучания системы, максимальной жанровой универсальности. Ведь только нейтральная система в состоянии донести до слушателя все нюансы исполнения. Многие пытаются добиться этого с помощью подбора кабелей. До определённого момента такой подход помогает, но потом всё равно наступает предел, через который перешагнуть невозможно.

Дальнейший шаг в совершенствовании системы – полная замена всех компонентов. ВСЕХ! Кроме тех, которые не имеют «своего голоса» и полностью нейтральны.

Цены на брендовые компоненты в этом сегменте вообще заоблачные, но желание достигнуть вершины толкает людей на подобные траты. Здесь надо отметить, что далеко не все имеют возможность и желание расстаться с астрономическими суммами. Как следствие, часть людей начинает искать шедевры на вторичном рынке или обращается к отечественным умельцам. Оба варианта имеют право на жизнь, причём второй, на мой взгляд, предпочтительнее, так как соотношение цена/качество здесь в разы выше. И вот тут многих настигает разочарование. В любимых мелодиях, так прекрасно звучавших на предыдущей системе, вдруг проявились какие-то посторонние звуки. Шарканье ног, покашливания, сопение музыканта и прочие «артефакты». Можно только поздравить тех, у кого появился такой эффект. Они ближе всех к Настоящему Звуку!

Теперь надо «всего лишь» найти самое слабое звено в этой системе (как правило, это акустика) и заменить.

И вот тогда в полной мере проявится «эффект присутствия». Вы перешагнёте некую черту и очутитесь внутри этой музыки. Будете, буквально, видеть исполнителя и музыкальные инструменты. Сможете не просто представить, что вы на концерте, а полностью почувствовать своё присутствие на нём. Ни с чем не сравнимое ощущение. И сопение музыканта уже не кажется мешающим. Наоборот, мы наконец осознаём, что без этих всех «немузыкальных» деталей нет ощущения сопричастности происходящему.

Вот это и есть проявление высочайшей разрешающей способности. Когда на такой системе слушаешь записи Луи Армстронга 30х-40-х годов, то на ум приходит аналогия с «Машиной Времени». То ли мы к ним, то ли они к нам. Уверен, что при жизни Луи Армстронг мечтал о том, что его музыку будут слушать в XXI веке. Но он не мог и мечтать о том, что будет жить не только его музыка, но и он сам.

Сергей Фомин