Методика оценки аудиосистем

Наш опыт участия в автозвуковых соревнованиях и знакомство с современными мобильными системами воспроизведения привело нас к удивительному выводу. Любители домашней Hi-Fi и HighEnd техники даже не подозревают, как далеко они отстали в оценке реальных достоинств и недостатков своих любимых систем. Самые распространённые оценки при прослушивании «нравится» и «не нравится». На просьбу конкретно указать, что вызвало ту или иную оценку, чаще всего разводят руками и говорят: «А что, этого мало?»

В беседах с любителями домашнего аудио нередко выясняется, что им абсолютно не знакомы такие понятия, как «ширина» и «глубина сцены», «локализация» и «фокусировка» звукового образа, и другие, используемые в автозвуковых соревнованиях на качество звучания (SQ – sound quality). Каждый из них пытается описать свои ощущения собственными терминами, понятными только им…

В своё время Анатолий Михайлович Лихницкий пытался упорядочить терминологию и разработать методику оценки домашних аудио систем. Но, к сожалению, не успел закончить этот колоссальный труд. 

Больше 20 лет назад Дмитрий Георгиевич Свобода, руководитель Акустического Центра МТУСИ разработал уникальную методику оценки большинства объективных параметров звуковых систем без применения измерительных приборов. Несмотря на малое количество треков, с помощью диска «Аудиодоктор FSQ» можно точно оценить правильность расстановки образов на сцене, оценить равномерность частотного диапазона, фазовое согласование левого и правого каналов в трёх частотных диапазонах, фокусировку образов и многое другое. 

Даже при небольшой тренировке слушатель сможет своей системе «поставить диагноз» и «назначить лечение».

Не буду повторять методику оценки, которую, как и диск можно скачать с сайта http://roshiend.ru в разделе «Материалы МТУСИ».

Хочу лишь добавить от себя, что чем выше класс системы, тем больше нюансов Вы услышите при прослушивании «Аудиодоктора». С определённого момента Ваш слух начнёт фиксировать звуки, о которых нет упоминания в методичке. Это признак совершенства Вашей системы и тренированности Вашего слуха. Многие компании за свою историю выпустили множество тестовых дисков. И с их помощь можно, пользуясь только собственным слухом, как инструментом, найти проблемы в звуковом тракте. Но начинать стоит, безусловно, с «Аудиодоктора». Он прост для понимания, имеет чёткую инструкцию на русском языке, не большой по объёму. «Аудиодоктор» это настоящий «Букварь» для начинающего.

Не смотря на обилие в собственной медиатеке большого количества тестовых записей, сам чаще всего пользуюсь «Аудиодоктором» и вспоминаю добрым словом коллектив его создателей.

Подводя итоги, можно сказать, что методика оценки аудиосистем включает в себя такие параметры, как: высота звуковой сцены, ширина звуковой сцены, глубина звуковой сцены, правильная локализация и фокусировка образов в пространстве, телесность образов, тональный баланс во всех диапазонах (ВЧ, СЧ, НЧ), спектральный баланс, микро- и макродинамика и динамический диапазон и, наконец, эффект присутствия.

Конечно, со временем растёт и опыт, и знания, а для экспресс-оценки аудиосистем уже не обязательно использовать специальные диски. Для этого необходимо правильно сформировать собственные «точки отсчёта» или «референсы», на которые в последующем можно будет опираться. И самый лучший способ, по-прежнему, живой и настоящий звук.

Сергей Фомин