Немного про звук

С первых дней младенец слышит голос матери, которая поёт ему колыбельную. Гармония звуков сопровождает нас на протяжении всей жизни.

Наши органы слуха позволяют нам различать не только направление на источник звука, оценивать силу звука, но и самое главное — распознавать натуральность и эмоциональность звучания человеческого голоса и «живых» — не электронных инструментов.
Для начала проведите эксперимент на свой аудиосистеме, воспроизведите трек из рок-оперы «Юнона» и «Авось», где невеста обращается по-испански к своему русскому жениху в момент его отъезда. И будет замечательно, если Вы не владеете испанским. Если Ваша система способна при воспроизведении этого эмоционального монолога вызвать у Вас трепет и «мурашки по коже» — у Вас замечательная система! Если такого ощущения нет — придётся искать причину невыразительного звучания и устранять.

И вот тут мы подходим к самому интересному факту звуковоспроизведения. Качество записи, воспроизведения и усиления звука, в несжатых форматах, достигают практически 100%, т.е. КПД проигрывателя или усилителя в плане воспроизведения именно количества и качества эмоций приближается вплотную к оригиналу. А КПД даже самых лучших акустических систем с момента изобретения и до наших дней не перешагнул рубеж 5%. Иными словами 95% энергии, которые выходят из усилителя на колонки и несут в себе мощнейший эмоциональный заряд, просто превращаются в тепло в самом утилитарном понимании этого слова.

И всё же человечество пытается решить эту задачу, и небезуспешно. Во всяком случае, эмоциональное воздействие многих систем действительно впечатляет. Многие наши соотечественники весьма, на мой взгляд, преуспели на этом поприще. А. Лихницкий и В. Карельский проанализировали и описали механизмы сложнейших психофизических процессов, связанных с прослушиванием Музыки. И хотя один ввел термин «вовлечённость», а второй выразил это же состояние словом «вштыривает» — это только подогревает интерес к их исследованиям. С большим доверием и почтением отношусь к их работам, а так же к работам многих других российских любителей хорошего звука.

Итак, с чего начинается Звук? Он начинается с двух человек — исполнителя и звукорежиссёра. Исполнитель, со своей стороны, старается максимально точно воспроизвести исполняемое произведение, а звукорежиссёр, по возможности, идеально записать исполненное, внеся от себя коррективы в звук только в случае крайней необходимости.

После записи и тиражирования носителей наступает черед воспроизводящей аппаратуры. Если предположить, что до этого момента всё было сделано наилучшим образом, то на CD окажется 100% информации.

Потери начинаются с момента воспроизведения. Во-первых, несовершенство ЦАП и выходных каскадов проигрывателя. Во-вторых, низкое качество разъёмов и соединительных кабелей между CD и усилителем. В-третьих, использование дешёвых конденсаторов и резисторов в тракте усилителя приводит к чудовищным потерям в энергетике сигнала, т.е. теряется та самая «душа» Музыки, которая нам всем так нужна. Затем наступает черёд акустических проводов, обладающих слишком высокими, для своей миссии, сопротивлением, а также ёмкостью и индуктивностью. А уж низкочувствительная акустика, так любимая многими производителями, окончательно добивает то, что осталось от Музыки.
Но не всё так грустно. Среди нас живут люди, которые пытаются постичь Суть явлений и благодаря им мы становимся ближе к Настоящему Звуку!

© Фомин Сергей